FMCG / Retail
Сегодня отрасли производства товаров массового спроса (FMCG) и розничной торговли в России переживают тяжелый кризис: все последние годы они динамично развивались, полагаясь преимущественно на заемные средства, а в условиях сжатия ликвидности оказались в ловушке острого дефицита как инвестиционных, так и оборотных средств. Между тем, несмотря на то, что российский рынок товаров массового спроса уже сегодня является крупнейшим в Европе, потенциал обеих индустрий до сих пор остается не реализован.
FMCG. По мере роста доходов населения структура потребления россиян меняется в сторону западных стандартов: снижается доля продовольственных товаров и растет доля потребительских услуг и непродовольственных товаров. Кроме того, меняется структура потребления продуктов питания: россияне переключаются с простых овощей и сырого мяса на полуфабрикаты и готовые блюда. Однако, в целом, по уровню потребления ряда категорий товаров на душу населения Россия отстает от сопоставимых стран Европы в 5-10 раз. Это значит, что российские компании имеют возможность реализовать огромный потенциал внутреннего рынка, если смогут противостоять экспансии иностранных производителей.
Ритейл. Российский рынок розничной торговли остается высоко фрагментированным, а степень развития современных форматов торговли - невысокой: так, если в крупнейших городах России доля сетевой розницы в обороте торговли превышает 40-50%, то в регионах РФ она не более 30%. По степени консолидации российский ритейл отстает от европейских стран в 10-15 раз. Это означает, что в ближайшие годы рынок ждет новая волна сделок M&A. В то же время, бурный рост российского рынка привлекает и крупнейших иностранных игроков - о своих намерениях выйти в Россию уже заявили Tesco, Carrefour, Wal-Mart и Prisma.
В этих условиях российским игрокам индустрии FCMG и ритейла необходимо ответить в рамках своей стратегии на ряд ключевых вопросов, от которых зависит их успех и выживание.
Ключевые стратегические вопросы отрасли:
- Как выстроить национальную сеть дистрибуции и достигнуть эффекта масштаба
- Как добиться высокой операционной эффективности бизнеса
- Как эффективно управлять рисками и обеспечить устойчивость бизнес-модели в будущем